катушка для удочки купить на алиэкспресс
 
.
 
Корзина
0 товаров
На сумму 0.00 руб
Интернет-магазин

Языковые особенности сказки о рыбаке и рыбке

Сказка - органическое явление народной психики". Отличается от других видов художественного эпоса и от мифа тем, что и сказочник, и слушатели воспринимают ее прежде всего как вымысел, игру фантазии; у сказки обычно счастливый конец".

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЯЗЫКОМ «СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А. С. ПУШКИНА

В словаре Ожегова зафиксировано следующее общее определение жанра сказки: В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие "Сказки". Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Сказка - один из основных жанров устного народнопоэтического. Однако наиболее ёмким представляется определение, содержащееся в литературной энциклопедии терминов и понятий под редакцией А. Объединив в своем понятии "сказки" разработки А. Проппа, Николюкин дает следующее развернутое определение сказки: В отличие от несказочной прозы преданий, легенд, быличек сказки воспринимались как "нарочитая и поэтическая фикция" [37, с. Содержание сказки не вписано в реальное пространство и время, однако они сохраняли жизненное правдоподобие, наполнялись правдивыми бытовыми деталями.

особенности языка в сказке о рыбаке и рыбке

Сказки отражают исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжетные типы большинства сказок интернациональны. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение. Персонажи сказки контрастно распределяются по полюсам добра и зла их эстетическим выражением становится прекрасное и безобразное. Сюжет сказки строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна. Герои сказок, внутренне статичные образы-типы, полностью зависят от своей сюжетной роли, раскрываются в действии: Сказки максимально используют время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность. Устойчивая повторяемость однотипных персонажей позволяла контаминировать сюжеты. Сказки обладают предельно ясной композицией , специфика которой определяется членением сюжета на мотивы-"простейшие повествовательные единицы". В композиции сказки развит принцип повтора. Кумулятивные сказки накапливают цепочки из вариаций одного и того же мотива с приращением нового звена: Другой тип композиции - линейная повторяемость мотива: Таковы сказки для детей "Коза-дереза" и ряд анекдотических сказок "Набитый дурак". В более сложных сказках напр. Его главный структурный признак - центральный мотив, соответствующий кульминации напр. Другие мотивы по отношению к сюжету являются закрепленными, слабо закрепленными или свободными. Мотивы могут излагаться как лаконично, так и в развернутом виде; могут трижды повторяться в сюжете бой с 3-, 6-, 9-головым змеем. Пропп разложил мотив на составляющие его элементы, особо выделив сюжетно необходимые действия персонажей сказок - функции. Он пришел к выводу, что сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковом наборе и последовательности функций [37, с. Сказка - это система жанров и жанровых разновидностей. Вопрос об их выделении должен решаться конкретно, с учетом национальной специфики, а также исторического состояния фольклора как художественной системы. Предпосылкой создания сказки было разложение первобытнообщинного строя и упадок мифологического мировоззрения, когда религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказки. У всех народов существовали ранние формы сказок близкие мифам и более поздние, классические. Классический период в развитии сказки означал "самоосознание" жанров, их отмежевание от др. Типологический характер имеют следующие жанры классического фольклора: В мировом фольклоре известно около сюжетов сказок о животных, в русском - , причем значительная их часть оригинальна "Лиса-повитуха", "Кот, петух и лиса", "Терем мухи" " [1, с.

Несмотря на то, что литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и "давно стала полноправным литературным жанром" [45, с. Возможно это связано с тем, что при определении жанра сказки авторы словарей и энциклопедий зачастую не уточняют само понятие сказки литературной, полагая, что это есть нечто само собой разумеющееся и не нуждается в уточнении: Тоже самое наблюдается и в описании "сказки" в Большой Советской Энциклопедии "Сказка постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные сказки. Перро, в современной литературе - А. Примером сатирического использования возможностей являются сказки М. К образам и сюжетам сказок обращаются художники и композиторы" [45, с. Однако к настоящему времени авторы энциклопедий и толковых словарей стремятся как можно точнее и более развернуто конкретизировать термин "литературная сказка": Некоторые писатели перерабатывали фольклорные сюжеты сказки Ш. Ершова, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А. Уайльд "Рики-тики-тави", сказки для детей К. Чуковского, сатирические сказки М. О литературной сказке, как о самостоятельном явлении отечественной словесности впервые упоминается в энциклопедической и справочной литературе еще в конце 19, начале 20 века: Для современной сказки характерно отталкивание от фольклорных традиций, поэтому для лучшего понимания вопроса жанра литературной сказки, авторы словарей и энциклопедий показывают развитие и становление литературной сказки, как жанра в историческом контексте [48, с.

Чему учит "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина: анализ произведения

Теория эта маловероятна, но основана она на том факте, что литературная сказка известна от глубочайшей древности. Древнейшая египетская сказка о двух братьях сохранилась в форме литературной повести XIII в. О том, что древний мир литературно использовал сказку, говорит наличие сказочных реминисценций в вавилонском эпосе о Гильгамеше, в ассирийском - об Ахикаре, в еврейских книгах - Библии и Талмуде, греческом и римском эпосе - "Илиаде", "Одиссее", "Энеиде", у баснописцев - Эзопа, Бабрия, Федра, у писателей, поэтов и ученых - Петрония, Плавта, Овидия, Марциала, Апулея, Плиния, Геродота, Фукидида и др. Древнеиндийская сказка и сказки стран Востока сохранились также в форме различных литературных сборников. Авторы всех словарей сходятся во мнение, что самое главное отличие сказки от остальных жанров словесного искусства, в том, что события и герои в ней вымышленные, участие волшебных и фантастических сил возможно, но не обязательно. Сказка литературная - литературное произведение такого же характера, что и фольклорная сказка, но создана или подверглась обработке человеком автором и несет в себе черты, присущие внутреннему миру самого автора. Часть исследователей рассматривает жанр литературной сказки как результат прямого использования автором жанровой системы народной сказки. Другие учёные, признавая за народной сказкой роль жанровой первоосновы, говорят о постепенном удалении литературной сказки от своего фольклорного источника. В этом-то и заключается одна из главных причин разнобоя в определении жанра литературной сказки. Итак, можно сказать, что литературная сказка - тип эпического реже - драматического авторского произведения. Литературная сказка - неканонический жанр, который, коррелируя с волшебной фольклорной сказкой, отличается от нее психологизмом. Литературная авторская сказка, в отличие от фольклорной сказки, рассказана конкретным автором, отражает его видение мира, и это является главной ее особенностью; из этой особенности как следствие проистекают и другие отличия литературной сказки от фольклора, которые могут отражаться как в незначительных отклонениях от фольклорной традиции, так и в практически полном их нарушении при сохранении лишь некоторых признаков "сказочности". Литературная сказка также часто обращена к конкретному читателю - к современникам автора. Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной фольклорной , представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия "литературная сказка" может быть кратко представлена так: Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.

Спланируйте урок по изучению сказки класс, произведение на выбор. Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения. Средства физического воспитания учащихся начальных классов. Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Основные направления работы классного руководителя. Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики. Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики. Основные проблемы психологии мотивации. Виды переводов и методика работы над ними. Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе. Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой бытописание из жизни простых крестьян. Пушкин создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна. Пушкин писал о русских людях. Язык его сказки пропитан русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, описывая жизнь немецкой деревни и немецкие культурные традиции.

Вы точно человек?

Эта сказка, переделанная из немецкой фольклорной сказки братьев Гримм, относится к особой разновидности сказок, с участием сказочных героев - "волшебных помощников". Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по "социальной лестнице", тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и "за чупрун таскает" своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Старик пытается смягчить старуху, польстить ей:. Ни ступить, ни молвить не умеешь.

особенности языка в сказке о рыбаке и рыбке

Не умел ты взять выкупа с рыбки! Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на всех ступенях её возвышения. Но с переходом в дворянское состояние в её интонации появляется надменность и привычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменней старуха, тем подавленнее старик. И, наконец, интонация рыбки. Здесь налицо мягкость, уступчивость, мудрость. Работа над языком в связи с элементами характеристики персонажей. Знакомство с персонажами, обучение умению характеризовать их, также предполагает работу с языковыми средствами. При этом в центре внимания должны быть речевые и портретные характеристики, лексика, передающая внутреннее состояние героев и выражающая авторскую оценку.

  • Катушка на арбалет для ловли рыбы
  • Сигнализаторы поклевки при ловле рыбы
  • Купить отцеп для воблеров и блесен омут
  • Хорошая колеблющаяся блесна
  • Обучая детей выразительному чтению, учителю следует раскрыть облик сказителя, сопереживающего всему происходящему, дающего оценку событиям, показывающего характеры персонажей. Старуха вызывает у рассказчика явное неприятие своей грубостью, жестокостью, жадностью. Она на чём свет стоит мужа ругает, бьёт и таскает за чупрун усердных слуг. Она не вызывает симпатии и восхищения даже будучи в богатом наряде. Тема старухи — Тема зла, активно осуждаемого. Этот оттенок осуждения должен звучать и при перечитывании эпизодов, в центре которых — старуха. Рассказчик сочувствует старику, его безропотности, покорности. Пусть нотка жалости звучит в эпизодах и строчках, где изображен старик. В основе сюжета сказки цепочка ярких, неожиданных, быстро сменяющих друг друга событий: И, наконец, закономерный крах. Движение событий, их смену и связь тоже надо передать в чтении. Каждое событийное звено не закончено, а разомкнуто в сказочном пространстве и во времени, оно — ступенька к новому эпизоду, подготовка и ожидание его.

    особенности языка в сказке о рыбаке и рыбке

    Это тоже может стать установкой к обучающему тренировочному чтению произведения. Своя интонация у каждого персонажа сказки. Для старика характерны мольба, жалоба, просьба, робкое урезонивание: Жалоба и просьба сливаются у старика в единый мотив: Он решается даже на урезонивание старухи, пытается образумить её: Старухе свойственны грубый окрик, сварливость. Она бранится, будучи крестьянкой: Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на всех ступенях её возвышения. Но с переходом в дворянское состояние в её интонации появляется надменность и привычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменнее старуха, тем подавленнее старик. Эту динамику в интонационном рисунке также надо передать при чтении. И, наконец, интонации рыбки. Встав на сторону отрицательной героини, старик теряет самоценность, он становится лишь исполнителем чужой воли [27, с. По указанной уже классификации Проппа его можно теперь назвать "пострадавшим героем", посредником. Старуху же можно отнести к ложному герою, который стремится к публичности, власти, богатству. Старуха с приказанием отсылает старика к рыбке, сопровождая свои слова угрозами: Почему старик не перечит старухе? Ведь он её называет "сварливая баба", "пуще прежнего старуха вздурилась", "проклятая баба". Дистанция между стариком и старухой увеличивается, хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто, перед нами бытовая сцена. Но потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные отношения берут вверх над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не столбовой дворянки. Почему Рыбка перестала выполнять желания старухи? Ведь в сказке "Сивка - Бурка" желания не ограничены. Пушкин вводит в сказку моральную проблематику. Только за жадность она наказана. В сказке очень важна деталь: Это не просто реакция рыбки - это ответ богини, место которой хотела занять старуха, к тому же превратив богиню в свою служанку. Став "владычицей морскою", старуха посягает на свободу рыбки. Эта сказка об угнетении. Ещё современники Пушкина говорили, что это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью "железного века" - это нарождающийся капитализм, непомерная жадность. В отличие от других сказок, структура которых изящна, ажурна, движение здесь обобщено. Каждый поход старика к морю это не просто "функция" - это поступок, в котором видна огромная беда, общая драма. Композиция сказки - замкнутый круг:. Круг, из которого выхода, кажется, нет. Вся сказка держится на энергии повтора - одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства.

    Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле - от корыта до царского сана.

    особенности языка в сказке о рыбаке и рыбке

    Пушкин писал свои сказки в стихах. Из чего состоит сказка? Композиция структура сказки Цель закрепить знания детей о композиции сказки можно использовать модели Вопросы: Модели Посмотрите на эти модели, как вы думаете, что они обозначают? Уважаемые родители, я постаралась рассказать Вам о всех возможных методах и приемах работы с детьми по развитию образности речи на примере сказок. Спасибо за участие в нашем мастер-классе, надеюсь, что наша совместная работа принесёт плодотворный результат. Главная страница Конспекты НОД Консультации для воспитателей Методические разработки Документация. На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио. Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. С ее помощью мы должны знакомить детей с окружающим миром, стимулировать накопление ими знаний, развитие ума, давать материал для аналитического познания действительности.

    особенности языка в сказке о рыбаке и рыбке

    Второе ее назначение - воспитательное. Читая художественное произведение, ребенок учится познавать внутренний мир человека в его нравственных границах. Ребенку необходимо ненавязчиво прививать представления об этических категориях мира, о добре и зле, приучать к четким критериям отделения одного от другого, не скатываясь при этом в нравоучительность. Важно, чтобы он усвоил мысль о том, что мир формируется напряжением не только физических, но и нравственных сил. В ней изображена жизнь русского народа, она написана простым понятным языком, но она гораздо глубже, содержательнее, в ней автор создает свою особую сказку, делая ее более художественной и интересной. Давайте еще раз обратимся к сюжету сказку. Где переломная точка сюжета, точка высшего напряжения — кульминация? Чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках. Выпустили рыбку или все же загадали желание? Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Учащиеся моего класса выпустили своих золотых рыбок в воображаемое море. Придумать викторину или кроссворд по сказке. Похлопайте себе и пожмите друг другу руки. Всем спасибо за урок.

     


     
    Магазин "Рыболов -Спортсмен"

    2010 avtolombard-kirov.ru - Рыболовные товары, спортивные товары, туристическое снаряжение, литература и видео.